«Думай глобально - действуй локально!»
Этот известный слоган стал эпиграфом семинара «От целей образования - к
результатам обучения», проходившего в рамках внутришкольного повышения
профессиональной компетентности педагогов. Семинар был организован в форме
педагогического диалога: его участники - учителя школы с немалым стажем
работы и педагоги школ округа - участники ГЭП «Формирование модели оценки
качества общего образования в городе Москве».
Сегодня вопросы повышения качества образования стали
важнейшими на всех уровнях. В период подготовки и внедрения в школьную
практику новых образовательных стандартов особое внимание уделяется уроку.
Учитель многое может сделать на уроке, а ученик? Как превратить учащегося,
послушно выполняющего распоряжения учителя, в активную творческую личность, в
того, кто самостоятельно сможет поставить цель, увидев проблему, наметить путь
ее решения, проконтролировать себя, найти ошибки и их исправить? Кажется, что
это задача весьма отдаленного будущего, а между тем именно эти принципы лежат в
основе нового подхода, который должен обеспечить реализацию и новых
стандартов, и проекта «Наша новая школа».
Всем известно, что урок начинается с цели, которая
определяется учителем, и результативность урока напрямую связана с тем, как
соотносится итог урока с этими целями. Но именно постановка цели учителем
стала камнем преткновения, той проблемой, над которой пришлось потрудиться
участникам семинара. В ходе диалога было установлено, что цели и результаты
обучения должны быть выражены в действиях учащихся. Только тогда они будут
диагностичны.
Во второй части семинара участники получили «Основные
требования к самоанализу учебного занятия учителем (методические
рекомендации)» и попытались самостоятельно проанализировать один из уроков,
учитывая новые принципы целеполагания. Это была самая интересная часть
семинара, потому что затронула каждого. Как это просто - поставить цель, но как
это сложно - сформулировать ее так, чтобы она была достижимой, измеримой и
определялась как результат деятельности ученика!
Семинар действительно стал педагогическим диалогом,
профессиональным разговором заинтересованных сторон, показал, что по многим
проблемным вопросам школы успешно могут работать совместно.
Е.Брандусова
методист ОМЦ
Читать статью в контексте газеты.
|